Как налажена утилизация отработанных ртутьсодержащих приборов в Алтайском крае

лампочка Статьи

Не раз обращала внимание на брошенные у подъездов жилых домов перегоревшие лампы дневного света. Разбитые лампы отдыхающие обнаруживали в лесополосах, а садоводы — в навозе, купленном у селян.

Вроде знаем, что пары ртути не добавляют здоровья. Тогда в чем дело? Беспокойство по этому поводу возникло после того, как в нашей стране заговорили о переходе на энергосберегающие лампы. Современные энергосберегающие лампы, так же, как и уже привычные люминесцентные, содержат ртуть, а она относится к 1 классу опасности.

Когда сталкиваешься с такими фактами, складывается впечатление, что мы и сегодня безграмотны в экологическом отношении. Образованность наша находится в замороженном состоянии на уровне полувековой давности. В тех летах, когда школьники на глазах у взрослых натирали медные пятаки ртутью из разбитого градусника. Когда медики боролись с педикулезом, посыпая головы юных пионеров дустом — одним из самых сильных токсических веществ, которое не выводится из организма. Тогдашнее незнание можно списать на закрытость информационную, да и кто слышал в те годы такие слова, как экология или ущерб здоровью человека и природы? Тем более удивительно сегодня видеть разбитые лампы дневного света у мусорных контейнеров.

И вообще, как налажена утилизация отработанных ртутьсодержащих приборов в крае? На этот вопрос попытаемся ответить с помощью экологов, ученых и производственников.

Людмила ИЗВЕКОВА.

Эколог Татьяна Буторина объяснила:

— Ртуть легко накапливается в штукатурке стен помещений, плитах перекрытий.

Известно, что при попадании в организм человека (из воздуха, воды, почвы) ртуть накапливается в нем, вызывая тяжелые отравления, сопровождающиеся расстройством речи, нарушением походки, снижением слуха и зрения, поражение нервной системы, психические расстройства.

Что говорить, впечатляющее доказательство того, что с ртутью шутки плохи. С этим моим выводом эколог согласилась. И вот что подчеркнула:

— В крае утилизируют ртуть и ртутьсодержащие приборы на предприятии, которое расположено на территории завода синтетического волокна. Обеззараживаются отработанные ртутные лампы на установке термической демеркуризации.

Ежегодно в учреждениях и организациях образуются десятки тысяч отработанных ламп и медицинских приборов, содержащих ртуть.

В рамках краевой целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края на 2007 — 2009 годы» реализованы мероприятия по переработке ртутных ламп и ртутьсодержащих медицинских приборов для учреждений бюджетной сферы. В 2009 году переработано более 37 тысяч штук отработанных ртутных ламп и ртутьсодержащих приборов.

Директор предприятия Игорь Корепанов о парах ртути говорит кратко: «Ядовиты». Перерабатывают здесь 200 тысяч трубок дневного освещения в год. Получают металлическую вторичную ртуть, которая до передачи хранится в специальных приисковых контейнерах. Их сдают в «Сибртуть» в Новосибирск.

Не за горам то время, когда все будут пользоваться энерго-сберегающими лампами. И хотя обещанный срок действия одной лампы примерно 8 тысяч часов (это чуть больше года, если горит круглосуточно), рано или поздно встанет вопрос, а куда ее девать? Точка зрения переработчика — нужно каким-то образом достигнуть соглашения с торговыми организациями, чтобы принимали лампы от населения. Скажем, перегорела — положил в упаковку, в которой покупал, и сдал в магазин.

Думается, хорошее предложение.

Заместитель начальника управления природных ресурсов и охраны окружающей среды края Владимир Горбачев стоял у истоков решения в крае «ртутной проблемы» путем переработки. Вот что он рассказывает:

— Создание действующего предприятия «ТерИК» было продиктовано необходимостью обезопасить окружающую среду от загрязнения ртутью, которая находится в различных приборах, в том числе в лампах дневного света. Они попадали на свалки, торчали как антенны из мусорных контейнеров, короче говоря, привлекли внимание защитников природы. В 1996 году комитетом Госкомэкологии края было найдено именно такое решение проблемы — все, что уже отработано, собирать и перерабатывать. Сегодня это предприятие — единственная структура в крае по утилизации ртутьсодержащих приборов и устройств.

— Где гарантия того, что само предприятие не является источником ртутного загрязнения?

— Как любой хозяйствующий субъект, оно находится под контролем экологической службы. Скидок не делается: имеет весь пакет необходимых документов, в том числе разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Работает в рамках действующего законодательства.

По мнению заместителя начальника управления природных ресурсов, вектор внимания сегодня нужно направить на управляющие компании. Именно от них во многом зависит, попадут ли по назначению отработавшие ртутьсодержащие приборы. «Сегодня далеко не так, как хотелось, обращаются с теми же лампами дневного освещения. Мы выбрасываем перегоревшие трубки в мусор», — говорит он.

Беседуем с профессором, докто-ром биологических наук Александром Пузановым, заместителем директора Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук. Он говорит, что ртуть, которая есть в природе, не представляет опасности, потому что она связана (хотя и накапливается в донных отложениях в форме метилртути). А вот что касается замены энергосберегающих ламп — безусловно, стоит обратить внимание. Пока не будут организованы сбор и переработка, мы не можем считать, что проблема снята. Лампы попадут на свалку, а это приведет к существенному загрязнению окружающей среды. Ртуть — токсикант, очень легко мигрирует по трофическим цепям: почва, растительность, природные воды, организм человека.

Заместитель директора академического института уверен: необходима большая, кропотливая просветительская работа. Это очень серьезное и ответственное дело. Проблему необходимо рассматривать комплексно. Как заметил авторитетный ученый, могут быть и другие варианты экономии электроэнергии. Например, чтобы свет днем не горел в домах и у подъездов, в конторах и на улице.

Итак, население, то есть и вы, уважаемый читатель, пока не охвачено сбором ламп. Никто к нам не придет, чтобы забрать перегоревшую трубку или энергосберегающий светильник.

За движением ламп дневного освещения и других ртутьсодержащих приборов в том же краевом центре нет контроля, не говоря о селах. Можно сказать, что предписания экологов и рекомендации ученых уходят в песок вот уже более десятка лет. Выигрывает ли от этого чье-то здоровье — большой вопрос. Кстати, поразительно стабильным остается наше нежелание видеть опасность, о которой предупреждают официально экологи.

Вновь обращаюсь к главному специалисту отдела экологической экспертизы Т.Буториной.

— Татьяна Петровна, как поступить, если перегорела энергосберегающая лампа?

— Необходимо ее сдать. Сегодня не налажен сбор от населения, несмотря на это, нужно самим жителям, управляющим компаниям проявить инициативу. Сдавая ртутьсодержащие лампы в переработку, каждый не только заботится о здоровье своем и окружающих, он помогает природе. На получение ртути, стекла и алюминия из отходов требуется гораздо меньше энергии, чистой воды и воздуха, чем на их производство из минерального сырья.

— А что делать, если случайно разбил такую лампу?

— Как можно скорее заметите осколки в полиэтиленовый пакет и обязательно проветрите помещение, опасна не сама ртуть, а ее пары.

Будем надеяться, что сегодня уже никто не станет натирать ртутью медные пятаки. И не потому, что их нет в обиходе.

Оцените статью