Энергетическая стратегия Сибири и энергосбережение были главными темами прошедшего в Томске совместного заседания Совета Сибирского федерального округа и межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
Поднимаемые на заседании проблемы определили и состав краевой делегации. Во главе с Александром Суриковым в мероприятии участвовали и.о. генерального директора ОАО «Алтайэнерго» Сергей Шабалин, председатель региональной энергетической комиссии Анатолий Корчагин, директор Алтайского центра нетрадиционной энергетики и энергосбережения Виктор Федянин, заместитель главы администрации края, курирующий энергетику, Владимир Германенко, а также главный федеральный инспектор в крае Николай Шуба.
В этом году субъектами «Сибирского соглашения» была разработана концепция социально-экономического развития Сибири, в которой, кстати, учтены предложения и Алтайского края. Концепция стремится к гармоничному развитию всех отраслей Сибирского региона. Однако есть ряд особенностей нашей территории, которые очень сильно влияют на ее экономические перспективы.
С одной стороны, мы действительно являемся топливной кладовой России. В Сибири находится 77 процентов запасов нефти страны, 85 процентов газа и 81 процент угля. С другой стороны, по подсчетам Сибирского отделения Российской академии наук, в среднем производство 1 единицы промышленной продукции в Сибири дороже в 1,8 раза, чем в европейской части. Причина в климатических и географических условиях — суровая зима и огромные расстояния между взаимосвязанными предприятиями. Мы можем производить качественные товары, но нам очень сложно конкурировать с европейскими производителями по цене. Отсюда промышленность концентрируется на западе, а нам объективно выгодней заниматься энергетическими вопросами, причем, прежде всего, именно добычей энергоносителей.
Поэтому одну из главных стратегических задач в своем докладе «Об энергетической стратегии Сибири» академик, директор Института геологии нефти и газа Алексей Конторович определил в увеличении добычи нефти, газа и угля. Для реализации этой цели, по его словам, в ближайшие годы в ТЭК Сибири необходимы инвестиции в сумме более 150 миллиардов долларов.
Однако надо отметить, Алтайский край стоит несколько обособленно в ряду сибирских территорий. Мы энергодефицитный регион, без нефти и газа, в связи с этим руководство края вынуждено искать другие способы его энергетического обеспечения. И надо сказать, разработки ученых СО РАН, которые лежали в основе решений заседания, показали верность принимаемых решений. Вопрос в том, какой вид топлива нам выгоднее покупать: мазут, газ или уголь? Так, глава администрации края определил одной из приоритетных задач газификацию нашего региона за счет топливных ресурсов соседних территорий. Кстати, во время визита наша делегация вела активные переговоры именно с представителями «Востокгазпрома», его руководитель Сергей Жвачкин лично встречал Александра Сурикова в аэропорту.
В России реальное соотношение цен на энергоносители в долларах за тонну условного топлива следующее:
Нефть 74.3
Газ 12.6
Уголь 25.9
И это особенность именно России, которую необходимо учитывать. В мире соотношение абсолютно другое.
Страна США Япония Европа
Нефть 84.8 106.4 91.2
Газ 62.7 139.7 84.3
Уголь 29 52.4 41
Сибирь отправляет газ на запад. Энергетическая стратегия развития Сибири определяет перспективным строительство газопроводов на юг, экспорт газа в Китай. Разработчики выделяют три возможных коридора из Сибири. Один из них лежит через Алтайский край. И если в других местах пока еще проекты, то у нас газопровод уже строится.
Администрация края делает сегодня упор на использование газа в производстве электроэнергии, а также поиске своих источников электроэнергии, например, изучается возможность строительства Катунской ГЭС. На заседании приводились интересные цифры, показывающие динамику развития электроэнергетики России, заложенную еще в советское время. В европейской части, где основные промышленные мощности, дешевый газ как топливо для электростанций занимает почти монопольное положение, в отдельных регионах до 90 процентов. В Сибири же, где добывают газ, ТЭЦ топят на 85 процентов углем. Однако это не так страшно для большинства сибирских регионов, почти половина электроэнергии вырабатывается на гидроэлектростанциях. Краю же надо либо переходить на газ, либо строить свою ГЭС, в этом направлении, кстати, наш регион и двигается.
Другая сторона энергетической стратегии — энергосбережение. В 60-70 годы массовое строительство крупнопанельных домов позволило снизить напряжение в обеспечении населения жильем. Сегодня же, когда стали считать каждую копейку, потраченную на энергоресурсы, выяснилось, что «крупнощелевое» жилье имеет самый высокий расход энергии на квадрат полезной площади. В России в среднем 400-500 кВт-ч/кв.м в год, а, например, в Швеции 26 кВт-ч/кв.м в год. По словам Анатолия Корчагина, председателя РЭКа, чтобы не повышать тарифы на электроэнергию, надо ее экономно использовать, избегать ее необоснованной потери. Именно в этом один из стратегических подходов края к вопросам энергетики. Для работы в этом направлении глава администрации края подписал 19 ноября постановление «О краевом экспертном Совете по энергосбережению». Цель его деятельности — выработка научно обоснованной региональной политики в области энергосбережения.