С начала строительства гидроэлектростанции на горной реке в Республике Алтай прошло практически 20 лет. Но Катунская ГЭС вопреки расчетам экономистов и здравому смыслу так и не была построена. Сегодня проект реанимирован, и по нему ведется активная работа: обновляются технико-экономические показатели, идет поиск инвесторов.
Зачем нам ГЭС?
Алтайский край и Республика Алтай — энергодефицитные регионы. У нас в крае собственные тепловые станции покрывают потребности только на 30 процентов, остальное мы получаем по перетокам из других регионов. Если все сложить: транспортировку угля и мазута по железной дороге, эксплуатацию линий электропередач и прибавить острую зависимость от цены на энергию на оптовом рынке, то становится понятным, почему у нас одна из самых высоких цен на электричество. Для примера можно взять Иркутскую область, где за тот же самый киловатт люди платят не как у нас 53 копейки, а всего 8. Почему? Хорошие руководители, добрые энергетики? Нет, просто Иркутской области повезло больше, чем Алтаю — здесь есть свои гидроэлектростанции.
В начале 80-х годов две мощнейшие гидроэлектростанции были построены и в Красноярском крае. Электроэнергия, вырабатываемая Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС, стоит 26 копеек. Для сравнения по уровню жизни и развитию производства можно привести и другие примеры — Томск, Тюмень, Кемерово. Все они отличаются от Алтая тем, что имеют собственную топливно-энергетическую базу — газ, нефть, уголь. Это основа благополучия любого региона. Чем дешевле энергия, тем дешевле стоимость товаров, произведенных на его территории. Это простая истина. Поэтому те, кто 20 лет назад разрабатывал проект строительства Катунской ГЭС и начинал ее строить, до сих пор сожалеют, что она не была возведена.
Как это было
Первоначально думали построить целый каскад ГЭС, а начать планировали с сооружения Еландинской, которую позже назвали Катунской, и ее контррегулятора — Чемальской гидроэлектростанций. Они должны были вырабатывать ежегодно около 7 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. В масштабе Алтайского края энергией ГЭС можно было закрыть более половины годовой потребности, станция могла получиться очень экономичной со сроком окупаемости даже меньше нормативного. Что не менее важно, со строительством ГЭС получили бы развитие отдаленные горные районы Алтая, уровень жизни в которых оставался на низком уровне из-за неразвитой инфраструктуры.
Заказчиком проекта выступило Минэнерго СССР. Технико-экономическое обоснование строительства было согласовано с различными ведомствами Алтайского края и РСФСР, Государственной экспертной комиссией Госплана СССР. Возводить станцию должны были строители с Енисея. К этому времени коллектив «Саянгэсстроя» перекрыл Енисей, заканчивал строительство самой мощной в мире Красноярской ГЭС и ее спутника в Майне. Руководителем дирекции строящейся Катунской ГЭС был назначен молодой гидротехник, алтаец по национальности, Юрий Тошпоков.
Только после этого было разрешено вести подготовительные работы. Началось строительство дороги до поселка Еланда, к месту будущего строительства подвели высоковольтные линии. А поскольку к любому процессу подходили комплексно, то для строительства домов для будущих строителей был сооружен в Горном Алтае завод крупнопанельного домостроения. В селе Майма началось активное строительство новых бетонных, современных по тем меркам домов. Постепенно набирали строителей и вели подготовительные работы. По тем ценам на это было израсходовано около 100 миллионов рублей.
В 1982 году на берегу Катуни в створе будущей ГЭС был забит колышек в ознаменование начала стройки.
Экология и экологи
Но тут свое слово сказали экологи. Их довод, что со строительством станции будет уничтожена уникальная природа, потеряны тысячи гектаров земли и леса, оказался сильнее расчетов экономистов. Была привлечена широкая мировая общественность, даже Шукшинские чтения в с.Сростки однажды превратили в митинг против строительства ГЭС. Аргументы разработчиков проекта не возымели результата. Хотя покрытая лесом и кустарником площадь будущих водохранилищ составляла всего 812 гектаров, а общий объем запасов древесины на ней составлял не более 75 тысяч кубометров. Даже в масштабах отдельного региона это очень малая величина. Места отдыха, пользующиеся наибольшей популярностью у туристов, не подвергались затоплению.
Конечно, тот, кто хоть раз побывал в Горном Алтае, навсегда влюбляется в этот уникальный край. Здесь чистая природа, не испорченная цивилизацией, прозрачные горные реки, удивительный воздух. Поэтому экологам удалось легко привлечь на свою сторону общественность, настроить людей против Катунской ГЭС. Доводы ученых, экономистов, что даже в Швейцарии и Австрии есть гидроэлектростанции, а водохранилища (огромные озера), образованные ими, только украшают эти места, оказались безрезультатны. С горечью вспоминает эту «войну» с экологами бывший председатель крайисполкома Юрий Жильцов в своей книге «Урочный час»: «Большинство оппонентов не ознакомились не только с проектом, но даже с основными выводами по охране окружающей среды. Для «зеленых» движение против строительства Катунской ГЭС стало трамплином для прыжка в политику. Общественность оказалась дезинформированной, бал правили политиканы и дилетанты…»
Прежде чем получить добро на строительство такого крупного объекта, проект прошел все мыслимые и немыслимые экспертизы. На основе специальных исследований была оценена сейсмичность района строительства. В них принимали участие ученые Сибирского отделения Академии наук СССР. С начала семидесятых годов карстовые явления изучались специалистами, имевшими опыт работы в Средней Азии и на Урале. Их вывод — активизация карста будет проходить незаметно, поскольку эти процессы протекают чрезвычайно медленно (десятки тысяч лет). Проблемой качества воды в водохранилищах занимались специалисты Академии наук Украины, по примеру водохранилищ Дона и Днепра, и сделали заключение, что качество воды при выполнении предусмотренных проектом мероприятий будет не хуже, чем в реке Катунь.
Время созидания
20 лет проект строительства ГЭС пролежал на полках, и казалось, что он так и останется только мечтой. Но, видимо, настали другие времена, когда дальнейшее развитие региона напрямую зависит от его энергообеспеченности, когда инвестиционная привлекательность определяется возможностью обеспечивать себя дешевой энергией. Проект строительства ГЭС реанимирован. Глава администрации края Александр Суриков уже встречался с председателем правления РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом и получил положительный ответ. Энергетики также заинтересованы в развитии своей отрасли. Одобрил проект и полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский.
Сегодня вопрос находится в стадии активной разработки. Создана единая рабочая группа — от Алтайского края ее возглавил заместитель главы администрации края В.Германенко, от Республики Алтай — первый заместитель председателя правительства А. Алчубаев. В настоящий момент считается наиболее оптимальным создание предприятия, учредителями которого выступили бы РАО «ЕЭС России», администрация Алтайского края, правительство Республики Алтай и АО «Алтайэнерго».
Район проектируемых ГЭС представляет собой древнюю область, сложенную мощными толщами прочных скальных пород. По технико-экономическому обоснованию, площадь зеркала водохранилища при нормальном уровне составит на Еландинской — 87 кв. км, на Чемальской — 12 кв.км, наибольшая ширина соответственно 2,5 км и 1 километр, средняя глубина — 80 и 14 метров.
Начать работу предполагается с Чемальского гидроузла, который по плану является контррегулятором ГЭС, створ плотины разместить на р. Катунь примерно в 200 метрах выше устья реки Чемал. Параллельно можно было бы вести подготовительную работу на самой Катунской ГЭС. Хотя некоторые предлагают называть ее Еландинской по месту ее расположения (в 1,5 км выше села Еланда).
По оценкам специалистов, если работы начнутся в следующем году, то пуск первых генераторов на Чемальской ГЭС возможен в 2005-2006 годах, последних — на Еландинской станции — в 2011 году. Стоимость проекта около 1 миллиарда долларов, несмотря на высокую стоимость, проект предполагается окупить за 8 лет.
Можно и не строить, но…
Сегодня миром правит энергия, и шанс на развитие и процветание в большей мере имеет тот, кто этой энергией владеет. Кто бы в мире считался с такими небольшими странами, как Ирак или Кувейт, если бы у них не было столько нефти? Почему за 2000 год расходы в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа на одного жителя составили 63 тысячи рублей, а в Пензенской области чуть более 2 тысяч? Причина не в руководителях, а в источниках энергии, на Севере они есть, а вот в Пензе их нет. На Алтае тоже нет нефти и газа, поэтому для получения собственной энергии есть несколько путей: развивать сеть тепловых станций, а значит, везти уголь из Кузбасса или платить Томску за газ; построить атомную электростанцию, но это полная утопия, или воплотить вполне реальный проект Катунской ГЭС.
Отсутствие своих источников энергии сдерживает, а через несколько лет вообще остановит рост объемов производства на Алтае. Не политика правительства, не общее состояние в экономике, не ошибки директоров заводов, а именно отсутствие нужного количества электричества тормозит развитие экономики. Вопрос стоит ребром: или строительство ГЭС, далее подъем производства, увеличение объемов налогов, повышение благосостояния населения; или очередной психоз вокруг ГЭС и туманные экономические перспективы края. Кому тогда жаловаться на маленькие зарплаты и низкий уровень жизни?
Не исключено, что идея строительства ГЭС будет негативно воспринята соседними регионами и даже сопредельными странами. Ведь они теряют наш энергетический рынок, кроме того, развитие нашего региона означает оттягивание инвестиций от других. Кстати, сохранилось решение малого совета Новосибирского областного Совета народных депутатов, в котором они просят Президента страны Б. Ельцина и председателя Верховного Совета РФ Р. Хасбулатова запретить строительство Катунской и Чемальской ГЭС. Тогда новосибирцы посчитали нецелесообразным строительство Катунских ГЭС «в энергетическом и экологическом отношениях». Вот так…
Общее решение вырастает из мнения каждого. Проект строительства ГЭС похоронили экологи, прикрываясь мнением большинства. Сегодня у Алтая появился шанс значительно увеличить свой потенциал и перейти в разряд энергогенерирующих регионов. 20 лет назад мы этот шанс упустили, сейчас новое время, новые решения…


